Лекция для
родителей
Я – первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и
его семьи. Родители доверили мне самое дорогое – своих детей, и моя обязанность
– оправдать это доверие, а это возможно только при тесном сотрудничестве,
общности дел, взаимопонимании всех сторон, к чему я и стремлюсь. В своей работе
одно из главных направлений я определила бы словами
В.А.Сухомлинского: "Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью”.
Родители и педагоги – две мощнейшие силы в процессе становления личности
каждого человека. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя
специфика и противопоставлять их не следует. Но современные родители – это
воспитанники нашей современной школы, они и несут на себе её родимые пятна, её
достоинства и недостатки. Как хочется их сделать настоящими и искренними
помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение
к ней детей. Ребёнок и общество, семья и общество, ребёнок и семья, семья
и школа… Эти тесно связанные понятия можно расположить в такой
последовательности: семья - ребёнок - общество. Ребёнок вырос, стал
сознательным членом общества, создал семью, в которой опять родились дети
... Из этого можно сделать вывод, что от того, насколько нравственными, добрыми
и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. В
семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже
более чем наполовину сформирован как личность.
А
теперь начинаем наш лекторий, тема которого «Роль семьи и школы в духовно –
нравственном становлении личности».
Один мудрец задал
окружающим три вопроса:
«Какое
дело у человека самое важное?
Какое время у человека
самое важное?
Кто
из людей для нас самый важный?»
Люди отвечали по-разному.
Тогда мудрец сказал им:
«Самое
важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем.
Самое важное время – тот момент, в котором мы
живем.
Самый
важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся
наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живем ради детей, ради
того, чтобы все хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или
дочь. Через 5-10 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за
школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или
будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими
и любящими свое отечество, дорожившими традициями, радеющими о процветании
Родины ?
Семья – это колыбель духовного рождения человека. И
она традиционно является главным институтом воспитания. То, что ребенок в
детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей
жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней
ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности
своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может
сравниться с семьей. Семья может выступать в качестве
как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное
воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких
для него людей – матери, отца, бабушки,
дедушки, брата, сестры, не относится к нему лучше, не любит и не заботится так о нем. И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может
потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать
семья.
Семья – это особого рода
коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У
тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко
так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса
неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу,
нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и
т.д.
Главное в воспитании
маленького человека – достижение душевного единения, нравственной связи
родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс
воспитания на самотек и в более старшем возрасте, оставлять повзрослевшего
ребенка наедине с самим собой.
Именно в семье ребенок
получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя
вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка,
подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не
расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые
каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от
этого правила, все воспитание может пойти насмарку.)
Каждый из родителей видит в
детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень
трудно отступает от них.
Безусловно, современному ребёнку трудно
разобраться в жизни. Родителям зачастую некогда, и тут «на помощь» приходят
СМИ, которые формируют образец поведения: индивидуализм, следование принципу «бери
от жизни все». Патриотические, нравственные и культурные ценности отодвинуты на
периферию внутреннего мира, на смену им пришли другие ценности, не
соответствующие образцам и требованиям высокой культуры, морали, права,
патриотизма и религии. Получили широкое распространение цинизм,
немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству,
снизилась духовно-патриотическая устойчивость человека, его способность к
выживаемости в современном мире, творчеству, культурному обустройству собственной
жизни. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями,
семьёй, коллективом, обществом, Отечеством. У молодого поколения в настоящее
время утрачен главный фактор развития личности - воспитание духа. Все это
вызывает беспокойство за будущее поколение!
Для того чтобы дети учились сами
анализировать и давать оценку своим поступкам, я часто рассказываю им одну
притчу, а теперь хочу поведать её и вам.
В сердце каждого ребенка при его рождении поселяются два
маленьких волшебника,
один из которых добрый и хороший, а другой - злой и плохой.
Растет
малыш и совершает добрые дела вместе с хорошим волшебником. Сегодня сказал
«спасибо», убрал свою постель, почистил зубы; помыл за собой посуду, выучил
уроки. Завтра - помог старикам, навестил учителя, посадил дерево...
А
плохие поступки совершаются вместе со злым волшебником. Сегодня он через плечо
бросил «здрасьте» учителю, не помыл за собой посуду, не подготовил урок, а
завтра не уступил место пожилому человеку в транспорте, обидел друга, сломал
дерево, нагрубил маме ...
Так вот, когда
человек помогает ближнему, внимателен и заботлив к окружающим, когда он
стремится относиться к другим так, как он хотел бы, чтобы относились к нему. Когда
дарит радость людям своим словом, поступком, помогает старым и больным, хочет
трудиться и обогащать свой разум - здоров и счастлив хороший волшебник, он
распрямляется в душе, и от этого становятся
добрыми и приветливыми глаза самого человека. И тогда приятно находиться
рядом с ним, он радует своим присутствием окружающих.
Когда же человек бывает груб, обижает друзей, не приходит на помощь, может
солгать, уклониться от какой-то работы - весел и доволен плохой волшебник и
очень страдает добрый. «Люби себя, оберегай себя, будь эгоистом» - призывает
плохой волшебник. Плохо рядом с таким человеком, грустно и одиноко. Холодные и
колючие у него глаза.
Какого же волшебника
ты хочешь вырастить в своей душе?
Всегда спрашиваю
я ребят. Конечно же, все видят себя добрыми и хорошими. В беседе, я объясняю,
что многое зависит от вас, ребята. Не
совершайте необдуманных поступков. Всегда подумайте, как бы вы хотели,
чтобы поступили по отношению к вам? И спрашивать с себя всегда нужно за каждый
прожитый день. Перед самым сном, закрыв глаза, пробегитесь по последнему дню -
какому волшебнику вы помогли больше - и постарайтесь завтра не повторять совершенных ошибок.
Воспитание - это
всего лишь побочный эффект взаимодействия, глубинного общения людей, только это
дает эффект воспитания, все остальное - самоадаптация ребенка и его
самоопределение. Отнюдь не педагог, не родители воспитывают ребенка, а ребенок
адаптируется к поведению родителей и также адаптируется к жизненным ситуациям,
из которых складывается его жизненный путь. Поэтому для результата ребенку
важны не воспитательные беседы, а культурное взаимодействие как совместное
практическое освоение культурных норм и моральных образцов общения и поведения.
Семья – разновозрастный
коллектив, членом которого ребёнок становится с момента своего появления на
свет. И влияние семьи ребёнок испытывает на себе на протяжении всей жизни.
Семья имеет закреплённую традициями, обычаями, нравственными и правовыми
нормами сложную структуру, в рамках которой детей и родителей объединяет целая
система отношений.
Семья – это отчий дом,
где из поколения в поколение передаются любовь к родителям, уважение к старшим,
забота и поддержка младших, воспитываются честь и достоинство. Именно в семье человек формируется как гражданин и
патриот своей Родины.
В семье воспитываются
как взрослые, так и дети. В семье, как и в школе, формируется личность ребёнка,
развиваются его способности и интересы, в том числе и познавательные. Взрослые
передают детям накопленный социальный опыт, вырабатывают у них мировоззрение,
постоянно обогащают интеллект.
Воспитательный эффект
значительно возрастает, если он проводится и в системе внеклассной работы в
школе, с реальной деятельностью учащихся, способствующей формированию у них
чувства любви к Родине.
Всестороннее
гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей
системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль
семьи в создании такой согласованной системы трудно переоценить, ведь именно в
семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Семья играет важнейшую роль в
эмоциональном, моральном развитии детей, формировании навыков и привычек
поведения, чувств и представлений, начал гуманизма, трудолюбия, коллективизма,
гражданственности. Вся атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют
неизгладимый след в личности ребёнка.
Н.К.Крупская писала: «Если члены семьи люди
отзывчивые, чуткие, если у них широкие общественные интересы, если труд
соединяет семью в дружный союз, семья будет иметь хорошее влияние на ребёнка».
Дети нашего класса отличаются от других ребят
знанием своих, хоть и не очень далёких корней. Они с удовольствием делятся с
другими ребятами приобретёнными знаниям о своих родных, с гордостью
рассказывают о героических подвигах прадедушек и прабабушек во времена ВОВ. С
трепетом показывают их ордена, медали, личные вещи. После таких рассказов они
иначе воспринимают события из истории нашего Отечества. Перед глазами детей
встают живые образы участников событий – их родственников, о которых дети
рассказывали в творческой работе.
Таким образом, не только расширяется
кругозор школьника, он становится устойчивым, у ребят проявляется потребность
изучать историю нашего Отечества, ведь их родственники – далёкие и близкие –
были творцами истории. Совершать правильные поступки, и жить так «чтобы не было
мучительно больно за каждый прожитый день», ведь они творцы нашей истории,
которую будут по их поступкам изучать уже их дети.
Как я говорила в начале нашего разговора
«наши помощники» - всевозможные СМИ, непонятные мультфильмы, которые зачастую наносят вред душам наших ребят. Ведь
у наших детей складывается «двойная мораль», ориентация на атрибуты массовой, в
основном западной культуры.
Успех нравственного воспитания детей во
многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором
они живут. В него входят:
· Отношения и общение в коллективе
· Отношения и общение на улице
· Общение с товарищами
· Отношение к себе
· Отношение к природе, к внешнему миру
· Отношение к общественным требованиям
· Отношения в семье, которое является самым важным пространством
для ребёнка.
Из всего вышеперечисленного немаловажное
значение в формировании нравственности ребёнка играют роль сказки, а также игры
детей.Школьный возраст, как говорят педагоги и психологи, это классический возраст игры. В играх успешно развиваются детские взаимоотношения, им придаётся дух доброжелательности, развиваются чувства, навыки и привычки культурного поведения, уточняются некоторые нравственные представления. Играйте со своими детьми, общайтесь и развивайте их во время этих игр.
От
негативных информационных внешних источников нас ещё может спасти мощный,
многогранный и универсальный духовно-нравственный потенциал культурных
традиции. Ведь в ходе своего многовекового формирования традиции вобрали в себя
все разумное, доброе, вечное, что создавалось предками. Поэтому приоритетным
должно стать воспитание, основанное на знаниях традиций, культуры истории своей
страны.
Семья
в воспитании ребёнка-школьника является первой и часто единственной средой,
которая формирует его личность. Школьное детство - период высокой
чувствительности ребёнка к воспитательному воздействию и влиянию среды. В семье
ребёнок опосредует нормы человеческого сознания, усваивает нравственные
ценности. Её воспитательные воздействия определяют характер поведения ребёнка в
семье. Как известно, школьники являются в этот период очень хорошими наблюдателями и то, что они видят вокруг, всё проецируют на себя. Следовательно, жизнь родителей, их моральный облик всегда и всюду находится под пристальным взглядом детей. Это для них некая школа нравов. По своей природе дети также являются некими исследователями уже в ранние годы своей жизни. Они стремятся к познанию, выявлению и установлению истины. Если в первые годы жизни ребёнок установил истину и утвердил, что лучше папы и мамы никого нет, то пусть эта истина навсегда останется ею. В этом главенствующую роль играет нравственный облик родителей, который импонирует детям и заражает их, оставляя глубокий отпечаток на всю последующую жизнь.
Взаимодействие семьи и школы может
воспитать полноценную личность, способную к самоопределению и самореализации.
Только активное участие родителей в школьной жизни ребёнка поможет раскрыть его
духовно – нравственные качества.
Только в содружестве со взрослыми
(родителями и педагогами) ребёнок может раскрыться как личность, выработать
устойчивые морально – этнические принципы, умения принимать самостоятельные
решения в различных жизненных ситуациях, воспитать в себе чувства патриотизма,
толерантности, любви к окружающему.
Помогайте
растить мне хороших и добрых волшебников в душах наших детей!
От
того, какому волшебнику мы стараемся помочь больше, и зависит, какими людьми
вырастут наши дети: добрыми, отзывчивыми, требовательными к себе,
исполнительными, нужными окружающим или злыми, эгоистами, слабовольными и
ленивыми, чуждыми людям, живущим вокруг.
Спасибо
за внимание!!!
Комментариев нет:
Отправить комментарий